Монтессори-программа

Коллектив «Центра саморазвития Марии Монтессори» разработал «Программу развития и социального воспитания детей дошкольного возраста на базе технологии научной педагогики М. Монтессори (четырехлетний курс обучения детей в возрасте 2-6 лет)».

Для справки: Монтессори-метод не ограничивается только дошкольным возрастом, в мире существуют выпускающие Монтессори-школы, дающие аттестат о среднем образовании. Т.о., существует приемственная система образования по методу Марии Монтессори: детский сад – начальная школа – среднее звено – старшее звено.

Вся дидактическая (обучающая) среда Монтессори-класса формируется в дошкольной среде 4 зонами: зона упражнений практической жизни, сенсорная зона (развитие органов чувств), математическая и языковая зоны. Каждая зона имеет свои цели и задачи, решаемые в определенном возрасте. Каждая из зон является базой и воротами для последующей.

Ниже мы предлагаем ознакомиться с каждой из зон подготовленной дидактической среды для дошкольного возраста (1-6 лет), кратким описанием материалов, задачами, актуальным для данного материала возрастом.

Упражнения практической жизни

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • координации и точности движений,
  • работа двух рук, несимметричная работа двух рук,
  • подготовка руки к письму,
  • координация «глаз-рука»,
  • операции анализа и синтеза в процессе деятельности, алгоритмизация деятельности, процесс разворачивания и сворачивания деятельности,
  • развитие самостоятельности и ответственности,
  • первая социализация,
  • развитие положительных эмоций от своей деятельности и нахождения в коллективе, уважение окружающих.

Группа №1: Общие подготовительные упражнения (Возраст: до 3 лет) Ношение предметов, открывание и закрывание предметов, работа с различными видами вкладышей, нанизывание бусин, шнуровки, молотки, мозаики, пересыпание (различные виды работ и упражнений с крупами), переливание (упражнения с водой), пользование ложкой.

Группа №2: Забота о себе (Возраст: 2-4 года, булавки и банты после 5 лет) Рамки с застежками (большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, молния, крючки, ремни, банты, шнурки, булавки, липучки).

Группа №3: Забота об окружающей среде (Возраст: 2,5-4 года) Вытирание пыли, подметание, полировка, мытье рук, составление букетов.

Группа№4: Забота об окружающих и правила поведения в обществе (Возраст: 1-6 лет) Правила поведения в группе (организация рабочего места (за столом или на полу), выбор материала, выбор партнера, презентация материала, работа, окончание работы (уборка материала). Беседы о правильном поведении в обществе.

Занятия на линии (виды ходьбы, движений, логоритмика)

Уроки тишины

Сенсорный материал

Задачи:

  • показать ребенку «материализованную абстракцию», закрепить понятие за конкретным образом,
  • обогащение словаря ребенка, в первую очередь прилагательными в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
  • научить делать градацию изменяющегося признака, например, от большего к меньшему, из нескольких звеньев,
  • нахождение общих и отличительных признаков.

Возраст для большинства материалов: 2-4 года, продвинутый материал после 5 лет.

Группа №1: Материал на различение длины, ширины, высоты в трехмерном пространстве Цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги.

Группа №2: Цвета Работа с основными, смешанными цветами и их оттенками.

Группа №3: Геометрические формы Работа с геометрическим комодом.

Группа №4: Тактильное чувство Тактильные таблички, тактильные досочки, таблички для ощупывания, работа с тканями.

Группа №5: Весовое чувство (различия по весу)

Группа №6: Тепловое чувство (различия по тепловым ощущениям)

Группа №7: Стереогностическое чувство (восприятие объемных предметов) Геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек.

Группа №8: Слух Шумовые цилиндры, колокольчики.

Группа №9: Запах Баночки с запахами.

Группа №10: Вкус

Группа №11: Продвинутый материал Конструктивные треугольники, цветные цилиндры, биноминальный и триноминальный кубы, сенсорный деканом.

Математика

Задачи:

  • формирование представления о десятичной системе на конкретном материале,
  • знакомство с арифметическими действиями,
  • понимание смысла математической задачи,
  • устный счет,
  • формирование у ребенка абстрактных математических понятий.

Группа №1: Счет в пределах 10 (Работа с линейным счетом, количеством (числом) и цифрами 0-9) (Возраст: 3-4,5 лет) Красно-синие штанги, шершавые цифры, красно-синие штанги и набор чисел 1-10, веретена и введение понятия «Ноль», числа и чипсы, Игра «запомни число»

Группа №2: Введение в десятичную систему (Возраст: с 4,5 лет) На работе с золотым материалом даются понятия «единица, десяток, сотня, тысяча», вводятся их числовые обозначения 1, 10, 100, 1000. Построение десятичной системы (на золотом материале, на карточках с числами). Арифметические действия с золотым материалом: сложение, вычитание, умножение, деление. Игра в марки. Игра в точки. Решение задач.

Группа№3: Линейный счет до 1000 (Возраст: с 4,5 лет) Доски Сегена. Линейный счет 11-19 и 11-99. Сотенная цепочка 1-100. Тысячная цепочка 1-1000. Квадратные и кубические цепочки.

Группа№4: Арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление с числами 1-9 (Возраст: с 5 лет)

Группа №5: Абстракция (Возраст: с 6 лет) Иерархия чисел, большие и малые счеты, малое деление.

Группа №6: Дроби (Возраст: с 5 лет) Обозначения, запись, сравнения, арифметические действия с дробями.

Язык

Задачи:

  • формирование правильной богатой русской речи,
  • классификация по признакам и смежным группам: фрукты, одежда, мебель и т.д.,
  • развитие фонематического слуха, звуковые игры,
  • чтение классической русской и зарубежной литературы,
  • разучивание стихов,
  • подготовка руки к письму, письмо печатными и прописными буквами,
  • обучение чтению,
  • знакомство с функциями частей речи.

Группа №1: Устная речь (Возраст: 1-6лет) Обогащение словаря ребенка, карточки с классификациями, звуковые игры (развитие фонематического слуха как начальный этап обучения чтению).

Группа№2: Письмо (Возраст: с 3 лет) Металлические рамки-вкладыши (подготовка руки к письму), шершавые буквы, подвижной алфавит (выкладывание слов из букв (механическое письмо), прописи).

Группа№3: Чтение (Возраст: с 4,5 лет) Первое чтение: от слова к предложению, чтение картинка-слово, фонограммы (слова с одинаковым звуком в начале-середине или конце слова), поручения, книжечки.

Группа№4: Функции частей речи (существительное, прилагательное, союз, предлог, глагол, наречие). Возраст: с 5 лет

Группа№5: Анализ предложения (Возраст: с 6 лет)

Междисциплинарные проекты в рамках «космического воспитания»

Изучение исторических фактов, географических открытий, биологических основоположений, математических задач, а также физических и химических явлений в единстве наук (географии + истории + физики + химии + биологии + математики).

Наши проекты:

  • Физические опыты (Возраст: 3,5-4,5 лет)
  • Возникновение жизни на Земле: от простейших к более совершенным приспособленным формам жизни (Возраст: 4,5-5 лет)
  • Анатомия человека (Возраст: 5-5,5 лет)
  • Путешествие по Древним мирам (Древний Египет, Мифы Древней Греции, Старый Свет Европа, Рыцари, Инки, Индейцы, Древний Китай) (Возраст: 5,5-7 лет)