Концепция Центра
Основным принципом работы Центра является философская идея научной педагогики М.Монтессори о саморазвивающейся личности ребенка. «Помоги мне это сделать самому» — эти слова были подхвачены детьми многих стран мира в начале XX века.
Подготовленная среда в лаборатории М. Монтессори помогает организовать раннюю социализацию и интеграцию детей с разными возможностями в среду сверстников, т.о. формируя модель общества.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
- всестороннее развитие;
- воспитание самостоятельности;
- соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- обучение должно происходить совершенно естественно в соответствии с развитием — ребёнок сам себя развивает;
- вся жизнь ребёнка — от рождения до гражданской зрелости — есть развитие его независимости и самостоятельности;
- учёт сензитивности и спонтанности развития;
- единство индивидуального и социального развития;
- в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах;
- сущность разума — в упорядочении и сопоставлении;
- отказ от миссии обучать детей;
- вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры;
- мышление ребёнка должно проходить все необходимые стадии: от предметно — действенного до наглядно — образного, и только после этого достигается абстрактный уровень;
- сознание ребёнка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».
МИССИЯ — ДОСТИЖЕНИЕ РЕБЕНКОМ СЛЕДУЮЩИХ КАЧЕСТВ:
- Уважение себя
- Уважение других
- Уверенность в себе и своих силах
- Позитивная самооценка
- Умение делать выбор, исходя из своих реальных потребностей
- Способность концентрироваться на работе
- Высокая познавательная мотивация
- Самостоятельность
- Ответственность
- Умение общаться
- Трудолюбие
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕТОДА М.МОНТЕССОРИ:
- отношение к ребенку, как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками познания окружающего мира;
- специально подготовленная среда с полным диапазоном выбора деятельности. Монтессори-среда имеет четкую логику построения, в основе которой — познавательные и другие психологические потребности ребенка;
- особый учитель (смена ролей: ребенок проявляет активность и самостоятельность, педагог — молчалив и наблюдателен, он формирует среду индивидуального развития);
- действующий принцип — «Помоги мне сделать это самому» (собственный опыт — фундамент знаний и умений ребенка, а не знания, репродуцированные учителем);
- смешение возрастов в группе позволяет ребенку освоить роли ученика, учителя и партнера.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА:
- Монтессори-педагогика;
- использование методики Н.А.Зайцева;
- подготовка к школе;
- научно-исследовательская проектная деятельность;
- программы по развитию речи;
- творческие проекты;
- группа кратковременного пребывания;
- интеграционные проекты для детей с ограниченными возможностями;
- интерактивные праздники.